|
||||||
|
||||||
«Наши черно-золотые годы». 1997-й. Добыча...
15 сентября 2011
«Наши черно-золотые годы». 1997-й. Добыча на Игольско-Таловом быстро растет - здесь добывается уже без малого 1 миллион тонн нефти в год. Однако, такие объемы возможны только при непрекращающемся бурении. Причина - в особом геологическом строении месторождения. Оно однопластовое. Скважины быстро обводняются, и с ними уже ничего не сделаешь.
В декабре 97-го по итогам инвестиционного конкурса «Томскнефть» вошла в состав ЮКОСа. Компания выиграла аукцион по продаже 44% акций ВНК, заплатив за них 810 миллионов долларов. До аукциона «ЮКОС» приобрел около 9% акций Восточной нефтяной на открытом рынке. Таким образом владелец получил контрольный пакет. Началась новая история градообразующего предприятия Стрежевого. В следующие несколько лет оно менялось чуть ли не ежедневно: строились крупные объекты в городе и на промыслах, обновлялось оборудование, очищались загрязненные земли, улучшался быт вахтовиков. В разные годы к ЮКОСу относились по-разному. Но до сих пор многие нефтяники различают два периода: до прихода компании и после.
Юлия Бусыгина, корреспондент: «В январе 98-го в присутствии премьер-министра России Виктора Черномырдина был подписан протокол об объединении четырех российских нефтяных компаний: ЮКОСа, Сибнефти, Восточной нефтяной и Восточно-Сибирской нефтегазовой в единый холдинг. Предполагалось, что он займет первое место в мире по размерам разведанных сырьевых запасов и третье место по объему добычи сырой нефти. Но холдинг так и не родился. Стороны расторгли сделку, решив остаться независимыми предприятиями».
В 98-м цена нефти упала до самой низкой отметки за последние 22 года - 9 долларов за баррель. Удивительно, но в таких тяжелых инвестиционных условиях началась промышленная добыча на Крапивинском месторождении - самом дальнем и самом перспективном в «Томскнефти». Крапива быстро вышла в рекордсмены. Таких высоких дебитов, правда, никто не ожидал. Даже первый нефтепровод с Крапивинского до УПН Пионерного построили с небольшим диаметром трубы - вскоре пришлось прокладывать новый. В первое лето в разгар бездорожья на месторождении осталось всего 7 человек. Один за другим горели дизели. Тесные вагончики не обеспечивали даже минимальных бытовых удобств. Текущие решения, зачастую, принимались на свой страх и риск. Вот так первопроходцы Крапивы попали в ранг особых, прошедших огонь, воду и медные трубы, сотрудников «Томскнефти». К концу 98-го ЮКОС объявил о завершении интеграции с ВНК. Одновременно была проведена реорганизация управления дочерними обществами обеих компаний. Изменение структуры управления привело к снижению административных расходов на 20%. В результате выполнения программы по сокращению издержек удалось снизить себестоимость добычи нефти с 9,6 до 3,5 долларов за баррель. Главный момент в работе коллектива "Томскнефти" в тот год - выделение сервисных подразделений и нерентабельных промыслов в отдельные структуры. Процесс был неизбежен. Компания, впрочем, намечала проводить его в более длительные сроки, но в связи с резким снижением цен на нефть возникла необходимость ускорить работу.
Юлия Бусыгина, корреспондент: «Отныне при одинаковом качестве продукции или услуги выбиралась та, что дешевле. Первое серьезное достижение выхода на свободный рынок услуг - значительная экономия на строительстве нефтепровода на Вахское месторождение. В результате проведенного тендера стоимость строительства уменьшилась (внимание!) на 80 миллионов рублей (со 120-ти до 40-ка».
Год 1999-й. Социальная обстановка в Стрежевом оставляет желать лучшего. Градообразующее предприятие уже исправно платит налоги в областной бюджет, но остается задолженность по зарплате как у самих нефтяников, так и у бюджетников. Дефицит городского бюджета-99 составил 56 миллионов рублей. Много вопросов возникало по организации летнего отдыха детей и взрослых. Однако, через полгода рост цен на мировом рынке и благоприятная конъюнктура позволили руководству ЮКОСа сделать официальное заявление: кризис преодолён. 3-го сентября 1999-го распахнул двери музей Томской нефти. Директор, Валентина Селезнева, создавала его своими руками, буквально на пустом месте. На то, чтобы собрать материалы и оформить первую экспозицию, Валентине Сергеевне потребовалось 1,5 года. Первый адрес музея - спорткомплекс "Нефтяник".
Валентина Селезнёва, директор музея истории Томской нефти: «Какое-то время там я по каким-то комнаткам скиталась, потом выделили мне помещение. Помещение было небольшое - 12 на 6, то есть, 72 квадратных метра. Абсолютно глухое. То есть, там я прожила три года без дневного света. Ну, СОК, он же вообще очень мало имеет окон. Да, это было трудно, конечно. Все искусственное: свет, вентиляция».
В сентябре состоялось торжественное открытие нефтеперерабатывающего завода. Вся установка была приобретена у американской компании "Петрофак". Годовая выработка НПЗ - 200 тысяч тонн. Покупатели - Томская область и Нижневартовский район. Первоначально завод был спроектирован для выпуска 80-го, 92-го бензина и дизельного топлива. Но благодаря техническому переоснащению со временем на НПЗ освоили выпуск марки "премиум-95". В конце декабря 99-го состоялась государственная регистрация "Сибирской сервисной компании". Она стала первой отечественной вертикально-интегрированной сервисной структурой, по международным стандартам оказывающей предприятиям нефтедобывающего комплекса полный спектр услуг: бурение, обустройство кустов, текущий и капитальный ремонт скважин. В 99-м добыто 10 миллионов 299 тысяч тонн "черного золота". С этого года ЮКОС начал активно развивать свою дочку. Пришло время многомиллиардных инвестиций.
Юлия Бусыгина Последние новости |
||||||
|
||||||
|
||||||
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте "Телерадиокомпании СТВ", защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. При любом использовании материалов сайта ссылка на него обязательна. При использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.stv-tv.ru обязательна. ©2009-2025 Телекомпания СТВ
▲ |