|
||||||
|
||||||
Патриоты Александровского готовы предъявить скептикам неопровержимые доказательства более чем 400-летней истории села
5 апреля 2017
Сегодня мы вновь возвращаемся к истории районного центра Александровское. Найденные краеведами документы свидетельствуют о том, что селу в марте исполнилось 423 года. В науке истории принято считать возраст населённых пунктов от первого упоминания о них в исторических документах, если отсутствуют данные археологических раскопок. Археологи на территории Александровского не работали, поэтому более ранний возраст не установлен. О том, что бывшему Нижне-Лумпокольскому не 190, а четыре с лишним века, свидетельствует наказ царя Фёдора Иоанновича от 1594 года о строительстве крепости на Оби. В нём наряду с Сургутом упоминается наша местность. Итак, патриоты-краеведы продолжают рассказ об истории села.
До некоторых пор наши знания истории ограничивались рамками, которые ей определила советская власть. Это напрямую относится к районному центру Александровское. Именно она их и определила!
Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «1826 год, который датировался и датируется ещё до сих пор в официальных источниках, не выдерживает критики. 014831 - 014839 Дата появилась ещё достаточно давно, она появилась в «Сибирской энциклопедии», которая выпускалась в 30-е годы, но в ней было много, к ней было много вопросов, она даже не выпустилась до конца, там выпустились только первые 4 тома. Вот там стояла вот эта цифра 1826». Иерей Анатолий Поляков, настоятель прихода святого благоверного князя Александра Невского в селе Александровском: «Нам что сказали в архиве? Говорю, откуда 1826 год взялся? Когда регистрировали нас как молодую единицу административную советской власти, мало что знали, но, как мне объяснили в архиве, что давайте, когда историческую справочку о вашем крае будем писать, напишем, ну примерно, 100 лет отступим от этой даты, когда регистрировались. А регистрация была в 1926 году. Они отступили на 100 лет назад и сказали, ну вот таким образом пусть будет». Что ж, вполне в духе времени - до революции же ничего хорошего не было! Село входило тогда в состав Лумпокольской волости Сургутского уезда Тобольской губернии. Какая уж тут история, если первый редактор александровской газеты "Северная звезда" Шушаков в 49-м году писал: "до советской власти здесь было дико и безлюдно ... Здесь жили люди, не знавшие, что такое культура". Ну а потом в эти места стали переселять репрессированных. В 60-е годы история района получила нефтяной привкус. Как говорит Вероника Велиткевич, многое по краеведению сделала в 50-60-е годы сельская учительница географии Нина Ярова. Она организовала в александровской школе первый музей. Но к моменту основания в 2000-м году районного музея, ни одного экспоната от него не осталось. Пришлось собирать всё с нуля. Теперь в фонде около 8 тысяч единиц. Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Но наука история - наука развивающаяся, которая идёт вперёд, открываются новые источники, что-то выясняется, открываются архивы. Во времена Нины Фёдоровны ещё было невозможно работать в архивах, архивы были закрыты, сейчас они, слава Богу, открыты, можно свободно что-то посмотреть, узнать, уточнить». Вероника Велиткевич - в постоянной переписке с музеями и архивами Тобольска, Сургута, Нижневартовска, Тюмени, Москвы, Петербурга. Получила уже немало копий документов, подтверждающих древние корни районного центра, возникшего на месте поселения хантов. Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Сведения о контактах русского населения с местным населением относятся к 11 веку. В основном это были контакты торговые, и мы находились тогда в сфере интересов Нижнего Новгорода, потому что Нижний Новгород был торговым центром севера, и как бы Новгородские ушкуйники, можно даже пиратами их назвать, на своих лодках ушкуях по северному морскому пути проходили здесь по Оби почти до верховьев Томи». Купцы обменивали у хантов и остяков свой товар на меха. Дары тайги, добываемые местными охотниками, позже стали натуральным налогом, который должен был поступать в государеву казну. Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «С возвышением Москвы уже стали появляться московские люди, московские купцы. Но всё это было так зыбко, а поступления в казну хотелось, уже тогда Россия прирастала Сибирью, начала. И для того, чтобы как бы привязать это местное население - то, что ему не понравилось, оно взяло и откочевало - стали после похода Ермака 1581 - 1585 годы и его соратников, стали возникать городки и остроги». В этих городках, рассказывает заведующая музеем, укрывалось под защитой казаков и местное население во время нападения захватчиков. Так по наказу царя Фёдора Иоанновича от 19 февраля 1594 на Оби должны были построить крепость в Сургуте или в Лумпоке, но выбран был Сургут. Постепенно налаживается сбор ясака, начинается христианизация местных жителей. В поселениях строятся православные церкви. В 1702 году по указу Петра Первого составляется карта Сибири, на которой уже нанесено село Лумпокольское. Затем издаётся указ о крещении инородцев. Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Находится такой очень деятельный церковный служитель Филофей Лещинский, который во многих командировках, поездках, скажем так, очень много проповедует, миссионерскую деятельность ведёт среди коренного населения. В 1716 году он приезжает сюда, в Нарым, в нашу местность. И вот эта вот ссылка у Буцинского, опять я вот здесь подчеркнула - 1716 год, здесь закладывается церковь. Какое-то время проходит, тут появляется клир свой, то есть священники, да, было небольшое поселение». В краеведческом музее недавно появилась икона святого Филофея Лещинского, её Вероника Сергеевна привезла из Тобольска. Митрополита Филофея называют просветителем инородцев. Это один из почитаемых святых, в земле Сибирской просиявших. Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Ну в общем, стоит церковь, но власти тоже не могут без надзора это оставить, и в 1733 год отправляется сюда ревизия, но не только сюда, и другие по Оби церкви там пошли, по Енисею, но они ревизовали. И этот документ сохранился. И Санкт-Петербург мне его присылает - вот. И вот после этого нам уже побольше досталось от времени документов, уже переписка по делу об этой церкви, от 1776 года, здесь у меня копии и переводы копий». Продолжая рассказ, краевед показывает копию документа уже 1810 года. Это рапорт иерея Сургутского духовного правления Григория Попова в Тобольскую консисторию о необходимости строительства нового храма Рождества Пресвятой Богородицы вместо обветшалого в Нижнелумпокольском селе. Храм был построен, а через 100 лет советские власти сделали его домом социалистической культуры. Потом Обь подмыла берег, на котором он стоял. Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Мне ещё довелось кладбище застать церковное, погост, и дом священника, а надо сказать, что хантыйское кладбище было отдельно. Во-первых, я его сама видела своими глазами - это понятно, да, у них по вере, по обычаю хантыйскому нужно провозить мимо воды. И вот оно было в районе аптеки, есть ссылка у Кастрена, есть ссылка в церковно-приходских книгах наших, что похоронен или на приходском кладбище, или на хантыйском кладбище». Веронику Велиткевич приглашают на ежегодные всероссийские научно-практические конференции "Тобольск научный". Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Я стараюсь обращаться к научным источникам, и вот материалы конференции от 2003 года. Мне с этого момента уже всё стало ясно, вот здесь материалы конференции, ссылка, всё, на документы у нас есть». Мы уже рассказывали, что свою большую лепту в поиски исторических свидетельств древнего возраста села вносит настоятель местного православного прихода иерей Анатолий. Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Отец Анатолий очень загорелся вот этим вот всем, ему показалось, мне кажется, дико, что нам вот так столько лет, у нас такие люди побывали. Мы этого не ценим, это не замечаем. Да, отец Анатолий, с его приходом очень оживилась жизнь церкви, во-первых, и во-вторых, большая помощь. Как говорится, одна голова хорошо, две лучше». Иерей Анатолий Поляков, настоятель прихода храма святого благоверного князя Александра Невского в с. Александровском: «Мы будем продолжать, будем работать над этим. Хотим установить, когда же всё-таки. Есть у нас, и в этом тоже уверена Вероника Сергеевна, о том, что всё-таки духовную жизнь у нас начал Филофей Лещинский. По благословению преосвященнейшего Силуана, епископа Колпашевского и Стрежевского, наша воскресная строящаяся школа будет носить его имя - Филофея Лещинского, святителя». Итак, найдены неопровержимые данные, которые говорят о том, что официально отмечаемый год возникновения села 1826-й установлен ошибочно. Кстати, об этом свидетельствует и книга "Земля Александровская", изданная томским госуниверситетом ещё в 1999 году. Так почему всё-таки продолжает праздноваться старая дата? Вероника Велиткевич, заведующая музеем истории и культуры Александровского района: «Наверно, это привычнее, может ... Я информирую, конечно, руководителей. Может, ещё не пришло время. Я думаю, оно придёт когда-нибудь». Казалось бы, пора местной власти пересмотреть возраст родного села, ведь это в её компетенции. Историческую справку заведующая музеем подготовила. Выходит, она стучится в закрытые двери? Денис Пьянков, глава Александровского сельского поселения: «Конечно, здесь говорить о том, что стучится в дверь и никто не понимает, не стоит. Мы все прекрасно понимаем, и я это прекрасно понимаю, но надо всё-таки это обсудить, во-первых. И планомерно, аккуратненько составить какой-то план мероприятий, как нам последовательно действовать». Глава поселения признался, что лично у него пока двойственное отношение к обнаруженным историческим данным. Денис Пьянков, глава Александровского сельского поселения: «Если рассматривать так просто с позиции простого обывателя, мне не хочется сделать наше село старым. Но с другой стороны, как глава муниципального образования, мне всё-таки хочется, чтобы наши корни, действительно, видели люди, что они исходят от далёкого, далёкого прошлого, и мы имеем далёкие исторические корни». Что же касается упомянутого Денисом Васильевичем плана мероприятий, прежде всего он имел в виду обращение к региональным властям. Денис Пьянков, глава Александровского сельского поселения: «Мы не говорим о том, чтобы за нас региональная власть это решила, но всё-таки нужно сделать грамотно, правильно, да? Чтобы ни в коем случае не нарушить ту систему, которая выстроена на протяжении этих долгих лет. Мы всё-таки должны совместно, по крайней мере я для себя должен чётко понимать, что за документ, на что мы основываемся, то есть, какие-то может быть, рекомендации получить от региона, как это правильно сделать». Ну а пока к составлению официального плана мероприятий не приступали, краеведам уже сейчас можно выходить на сельскую общественность, инициировать свою районную научно-практическую конференцию. Возможно, обнародовать свои находки уже на предстоящих в мае Кирилло-Мефодиевских чтениях. Последние новости
|
||||||
|
||||||
|
||||||
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте "Телерадиокомпании СТВ", защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. При любом использовании материалов сайта ссылка на него обязательна. При использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.stv-tv.ru обязательна.
©2009-2024 Телекомпания СТВ
▲ |