Факт


30 августа 2018

«Томскнефть» продолжает ставить рекорды

Сегодня на месторождениях «Томскнефти» разведочное и эксплуатационное бурение ведут 17 бригад, еще пять задействованы на зарезке боковых стволов. Работают с опережением плана. О производственных показателях, рекордах, новшествах в строительстве скважин в интервью СТВ рассказал начальник отдела технологий бурения Александр Серебряков.

В программе разведочного бурения-2018 4 скважины: на Лонтынь-Яхском, Нижне-Табаганском месторождениях, Восточно-Таловой и Западно-Игольской площадях. Три уже пробурены, одна - в процессе строительства. Общий объем проходки по ним - почти 12,5 тысяч метров. Эксплуатационное и уплотняющее бурение ведется во всех регионах деятельности предприятия. Скважины строят стрежевская экспедиция «СГК-Бурение», «Самотлорнефтепромхим», «Томскбурнефтегаз», «БСК-Гранд», «Буровые системы».

Александр Серебряков, начальник отдела технологий бурения АО «Томскнефть»: «Основные месторождения – это Крапивинское, Карайское, Игольско-Таловое, Вахское, Советское. За семь месяцев пробурено 270 тысяч метров проходки, из них 12 018 метров – это разведочное бурение. По сравнению с 2017 годом на 100 тысяч проходки меньше, но это за счет того, что увеличилось количество многозабойных скважин. В общем планируется пробурить 56 горизонтальных скважин, 22 многозабойные скважины, 26 наклонно-направленных и 1 вертикальную. По ЗБС программа рассчитана на 50 скважин. За 7 месяцев уже сделана 41, поэтому к середине октября планируется программу годовую выполнить. Но есть план дополнительно пробурить еще 9 скважин».

В этом году бригады, работающие на зарезке боковых стволов, перевели на раздельный сервис. Это позволило решить проблему с простоями у подрядчиков, задействованных в строительстве скважин, и значительно повысить коммерческую скорость бурения. По данным специалистов, теперь скважины методом ЗБС строят на семь суток быстрее. Аналогичные достижения есть и в эксплуатационном бурении. На 10 кустовых площадках в этом году горизонтальные скважины строят конвейерным способом. И на каждую в среднем уходит 25 дней.

Александр Серебряков, начальник отдела технологий бурения АО «Томскнефть»: «Поясню, что это такое. То есть мы посекционно бурим несколько скважин. Бурим кондуктор, передвигаемся, бурим кондуктор. Бурим колонну, передвигаемся обратно, бурим колонну, бурим хвостовик и опять передвигаемся и бурим хвостовик. Сокращение – от 7 до 10 суток на каждую скважину».

Бурение, говорит, Александр Серебряков, давно перестало быть консервативной отраслью и превратилось в динамично развивающуюся: новые методы, технологии, оборудование, высокие скорости.

Александр Серебряков, начальник отдела технологий бурения АО «Томскнефть»: «Рекорды есть. В этом году пройдено 1097 метров за сутки при бурении под эксплуатационную колонну. И 396 метров при бурении горизонтального участка. Также две скважины построены методом ЗБС в 2018 году с протяженностью открытого ствола больше 1400 метров. Мы разрабатывали специальные мероприятия под эти скважины - применяли систему осциллятор, ВЗД с профилированной парой и бицентричные долота».

В этом году на месторождениях «Томскнефти» при бурении отдельных скважин опробовали уже десятистадийный гидроразрыв пласта. Построили скважину с одновременным вскрытием двух продуктивных пластов. А к концу года планируют пробурить многозабойную горизонтальную скважину с соединением двух хвостовиков по уровню TAML-2 (международная классификация многоствольных скважин) - чем он выше, тем сложнее конструкция.

Люди, которые делали историю Стрежевого с первого колышка, с первой буровой, с первой тонны нефти

В город пришёл праздник! В трудовых коллективах Стрежевого проходят торжественные собрания, посвящённые дню города и работников нефтяной и газовой промышленности, на которых особо чествуют ветеранов. Ну а тех, чьи предприятия прекратили существование в силу многих причин, пригласили на праздник во дворец «Современник».

Встреча началась с песни о нашем любимом городе, которому в этом году исполнилось 52 года. Стрежевой для всех гостей праздника действительно начинался с мечты. Они приехали в этот край в 60-70-е годы, чтобы возвести нефтеград и остаться в нём жить. Город строился и строились их судьбы. Множество строительных, транспортных, сервисных предприятий трудились день и ночь. Выполнили стоявшие перед ними задачи, ушли в историю. Но не забыты, остались на её страницах так же, как и имена этих ветеранов. Как сказал в своём поздравлении мэр Валерий Харахорин, историю Стрежевого уже изучают их внуки, не всегда догадываясь, что рядом с ними живут люди, которые эту истории делали с первого колышка, с первой буровой, с первой тонны нефти.

Валерий Харахорин, мэр Стрежевого: «Я хочу вам сказать сегодня, пользуясь этой возможностью, огромное спасибо, за то, что есть огромная ваша толика вашего труда в том, что мы здесь создали, что построили, то что делаем сегодня, нынешние жители, современные жители этого города для всей области, для всей страны. Я хочу сказать вам огромное спасибо и за это, и за то, что вы сохраняете верность Стрежевому, здесь живёте, продолжаете интересоваться живо теми событиями, которые происходят в городе. Звоните, пишете, интересуетесь, поправляете нас где-то, мы тоже не всегда, то что называется, на высоте, но мы стремимся сделать так, чтобы ваш голос не был утерян, чтобы ваше мнение было учтено, чтобы вы продолжали жить в этом городе и гордиться тем, что вы сделали».

Они приехали сюда со всей страны, откликнувшись на призыв комсомола. Здесь была всесоюзная ударная стройка. Молодые стрежевчане напомнили бывшим комсомольцам их песни. Ну а председатель думы Маргарита Шевелёва пригласила всех поучаствовать в мероприятиях, которые будут посвящены 100-летию ВЛКСМ.

Маргарита Шевелёва, председатель думы городского округа Стрежевой: «Глаза горят, руки ещё просят что-то делать, и все вы не устаёте трудиться, с внуками, кто-то с правнуками, кто-то на огороде. Кто-то на уроках, … когда вас приглашают рассказать об истории города. И спасибо вам за то, что вы есть, за то, что вы молоды душой, за то, что вы без устали трудитесь, трудитесь на благо города».

В зале - много бывших строителей. Песням своей молодости подпевала Людмила Юдина, мастер отделочников "Томскгазстроя". На её счету - десятки жилых домов и других городских объектов. Василий и Лидия Полторакины тоже трудились в ТГСе. Он - столяром, она - в АТК заправщиком.

Лидия Полторакина, ветеран Стрежевого: «Сначала муж приехал в 69-м, а я в 70-м. Жили в балке, балок был очень маленький, было у нас двое детей маленьких, я с маленькими детьми приехала, жили на Таёжной улице, болото. Были трапы деревянные. По этим трапам, тогда же не было ни колясок. Носили детей, один ребёнок на руках, другой за полу держится. - А детки маленькие были? - Детям было 4 месяца и 3,5 годика. - Какие вы отважные! - Сейчас уже большие дети, сейчас внуки, сейчас дождалися - два правнука. Нам очень хорошо здесь».

Николай Шаненков приехал сюда в 67-м году. Работал водителем в автотранспортной конторе ТГС. Возил из Соснино нефть для городских котельных. Здесь создал семью, воспитал сына и дочь, теперь дедушка. О Стрежевом категорично заявил.

Николай Шаненков, ветеран Стрежевого: «Лучше города нет. – Это точно? – Это я отвечаю. – Вы во многих городах побывали? – О, был и в Якутске, и в Ленинграде был, и где только не был. Всю страну… – И что, лучше нету? – Нет, серьёзно. – Ну а чем лучше-то? – Ну вот, да всем! Вот даже вот, фонтан, видите, и то... – Наш-то получше других, да? - О, не то слово! Лучше, по-моему, и не надо!».

Для поисковиков - даже маленький обломок с цифрами - судьба человека

Подняли три самолета, установили имя летчика одного из них, приняли участие в захоронении воинов Великой Отечественной. Таковы краткие итоги 22-й полевой экспедиции стрежевского поискового отряда «Память», которую он провел в августе в Калужской области.

В этом году отряд планировал три полевые экспедиции на поля былых сражений. Но из-за ограничений, действовавших во время чемпионата мира по футболу, июльскую вахту пришлось отменить. Тем сложнее и насыщеннее оказалась августовская. Девять стрежевских школьников и три командира провели 16 дней в Калужской области, куда ездят уже восемь лет. Первую неделю отряд работал в Ульяновском районе. Главная задача - организация захоронения воинов, чьи останки поисковики подняли нынче и в прошлом году. Торжественная церемония состоялась 10 августа в деревне Крапивна.

Марат Санаев, командир поискового отряда «Память»: «Мы в прошлом году приняли решение с руководством района не проводить захоронение, потому что было очень много именных солдат. Хотелось найти их родственников. 28 именных солдат хоронились, а общее число было 39. И вот у двух солдат именных приехали родственники. Из Нижегородской области и Белгородской области. Мы их захоронили с отданием воинских почестей. Очень всем понравилось, как Козельская гвардейская ракетная дивизия подошла к этому вопросу. Был представлен военный оркестр, салютная группа, группа почетного караула. Все это выглядело очень так красиво и достойно».

Аналогичное захоронение стрежевские поисковики организовали еще в одном районе Калужской области - Хвастовичском. 35 воинов, в их числе одного именного солдата (сапера Артеменко, уроженца Краснодара), предали земле 18 августа - в день 75-летия освобождения района от немецких оккупантов. Стрежевчане также провели раскопки, в ходе которых подняли восемь пехотинцев и три самолета: штурмовик Ил-2 и два истребителя - Ла-5 и Як-7Б. В них обнаружили останки летчиков. Имя того, что пилотировал Ла-5, поисковики планируют установить, поработав в центральном архиве министерства обороны. Имя же летчика Як-7 - и это большая удача - узнали через два дня после того, как извлекли из земли номерные узлы моторов.

Марат Санаев, командир поискового отряда «Память»: «Оказался 25-летний младший лейтенант Котляров Николай Егорович, уроженец Смоленской области, который погиб 14 июля 1943 года в воздушном бою. Нашего Котлярова заявил, как сбитый, испанец по происхождению Квадро Марино из 51 эскадры. В 17:30 его фотопулемет зафиксировал сбитие. Самое интересное, что самолет-то был свежий. Он пришел на фронт буквально за несколько месяцев. И летчик молодой. Вот сейчас хочется восстановить его боевой путь, что там, как. У него были серебряные часы, мы их привезли (еще не подготовили). Они в идеальной сохранности, корпус серебряный, такой красивый. А в кармане у него были еще трофейные немецкие. Каблук был, потом кусок шлемофона, полкуртки сгоревшей, мы тоже это привезли, все это будем восстанавливать, выкладывать потом. Парашютное кольцо смятое, несколько пряжек с парашютного кольца, вот такой длины два пучка строп обгоревших».

Привезли поисковики и штурвал истребителя Як-7. Настоящий артефакт. Мы подняли 22 самолета, говорит Марат, и это первый случай, когда боевой штурвал достался нам в целом виде. Обычно при ударе самолета о землю они разлетаются на куски.

Марат Санаев, командир поискового отряда «Память»: «Вот это главная шестерня привода вала, она огромная, вот такого размера. Вот я первый раз вижу, чтобы от удара эта шестерня разлетелась на куски. Обычно она очень мощная (вон там у нас лежит), она чуть-чуть может согнуться, треснуть, но чтоб вот так на куски разлетелась – это первый случай. Понимаете разность вещей – штурвал остался целый, а вот это в носовой части – в хлам. Но самое главное, посмотрите, мы его помыли, и он не ржавый. Мало того, он еще бензиновым маслом до сих пор воняет. Вот уникально упал так, в такой грунт попал, так его закупорило, что вот видите, ни ржавчинки. Вот его поршень – видите, ни ржавчинки на нем, даже нагара как такового нет. Пристяжная система летчика. Сюда у него крепился ремень, как в самолете, пристегивался он. До последнего он был пристегнут, видите, как оплавился, самолет горел. Дюраль весь превратился в слиток».

В ходе экспедиции стрежевчане наведались и к месту падения самолета, который подняли в 2015 году. Есть у поисковиков такая традиция - возвращаться к неперспективным самолетам в надежде отыскать номерную деталь. И в этот раз они ее отыскали. А значит, появилась надежда вернуть из небытия имя еще одного летчика. В прошлом году у отряда «Память» появилась еще одна традиция. На местах обнаруженных военных самолетов - в память о погибших летчиках - стрежевчане устанавливают обелиски. Сегодня в Калужской области стоит уже шесть таких.

Марат Санаев, командир поискового отряда «Память»: «Обелиски ребята делают своими руками, железобетонные, выливают, доставляют на место. Вес каждого обелиска около 200 кг. Где-то на машинах, где-то на плечах это все перетаскивается, ставится. Ставится табличка красивая, со стихами, с именем, если он безымянный, то пишется, что безымянный летчик, погибший в сражении за отечество. На сегодняшний день во временном хранении, как говорят поисковики, у нас находится 5 летчиков. Из пяти пока только один установлен. Котляров. Мы пока не торопимся их хоронить в надежде, что мы установим и доставим куда-то на родину эти вот останки».

Во время августовской вахты отряд провел разведку местности, ее результаты обеспечили задел работы на следующий год. Впрочем, Марат Санаев не исключает, что небольшая команда отправится в Калужскую область уже предстоящей осенью - проверить данные по новым местам падения самолетов. Нужно провести раскопки, пока их не обнаружили местные жители и не сдали в металлолом. Для кого-то куски железа - дополнительный доход. Для поисковиков - даже маленький обломок с цифрами - судьба человека.

 
 
 
   
 
 
   
 
 
 

Наши сетевые партнёры

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте "Телерадиокомпании СТВ", защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. При любом использовании материалов сайта ссылка на него обязательна. При использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.stv-tv.ru обязательна.
Подписаться на новости
Новости будут рассылаться ежедневно
ПОДПИСАТЬСЯ
©2009-2018 Телекомпания СТВ
Дизайн от STV-Design
Разработано в Studio D4