Наведите камеру телефона.
Подпишитесь.
И вы - в курсе событий.
 
   
 
 
 

Выбор по дате:

с 01/10/2025 по 01/10/2025

Дорога жизни и смерти

13 июля 2017

Ежегодно нефтяники вкладывают солидные средства в содержание и ремонт трассы «Медведево - Оленье». В разное время ее называли дорогой жизни и дорогой смерти. Сейчас уже мало кто помнит, что эту связующую город и промыслы Васюгана транспортную артерию, построили казахи. На прокладку автотрассы сквозь тайгу и болота потребовалась целая пятилетка.
В начале 1980-го ЦК КПСС издал постановление «О неотложных мерах по усилению строительства в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса». Нефти и газа к тому времени на территории Западной Сибири добывали много, но дальнейшее развитие комплекса тормозило отставание строительства объектов производственного и непроизводственного назначения. Особенно жилых домов и автодорог. Тогда на помощь сибирякам пришли хозяйственные организации Москвы и Ленинграда, а также союзных республик: Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии, Узбекистана и Казахстана.

Руслан Озиев: «Все союзные республики должны были по 120 км дороги построить на нефтяные месторождения. Ну, волею судьбы Казахстан попал именно в Томскую область. Остальные все республики строили в Нижневартовске дороги».

Юлия Бусыгина, корреспондент: «Первый десант «Казнефтедорстроя» высадился в Александровском ранней весной 80-го. Вслед за людьми пришла баржа с техникой. К строительству приступили, едва сойдя на берег. Отсыпали дорогу и площадку под городок. Сначала временный, из вагончиков. Затем начали обустраиваться капитально. Появилась столовая, спорткомплекс, деревянные дома – их, вспоминает Руслан Озиев, занимавший на предприятии одну из руководящих должностей, сдавали за месяц».

Руслан Озиев: «Дело в том, что не одни мы высадились, ДСУ-92 высадилось в Медведево. Они шли оттуда с Медведево, а мы шли отсюда с Александрово. И вот это примыкание где - вот там мы сошлись. А дальше уже погнали вдвоем. Вообще ниче не было, вообще тайга была. Вот лесхоз нам отводил участки, мы вырубали, впереди шла бригада - рубили лес, где лес, где болота, там вешки забивали, и дальше-дальше, поехало, пошло. У нас подрядная организация была - Павлодарское АТП, вот Шибанов где директором был. Там было 130 единиц машин. Были, в основном, КРАЗы одни. Нас было где-то человек, наверное, 120-130. У нас-то была основная техника - бульдозера, экскаваторы, дорожная техника. Комацу были. Но, в основном, экскаваторы были драглайны. Если знаете, с таким ковшом на тросах, выбрасывался далеко. Вообще, интересное было время, конечно, энтузиазм был, работали круглые сутки».

Василий Шибанов: «Мне было 30 лет, я был самый молодой, поэтому энергии было много, можно было сутками спокойно работать. Я тоже в свое время убедил министра, что год КРАЗ работает, его везут в Павлодар, там ребята его подремонтируют, и он еще долго ходил. И вот партию КРАЗов 40 штук сюда, 40 штук отсюда. Поэтому у нас и техника ходила, и круглосуточная работа, она себя оправдала в этих темпах, будем говорить, строительства. Круглые сутки больше 40 КРАЗов крутилось всегда в работе. А их надо же обеспечить еще тем же песком, экскаваторами. У нас свои были специфические отношения, сколько КРАЗ берет на себя. Мы мерили тут - на Александровском рыбокомбинате говорили, мы икру так не вешаем, как вы песок взвешиваете, сколько же КРАЗ везет. - И сколько он вез? Ну, по крайней мере, у нас получалось больше 14 тонн, а дорожники говорили, что мы везем 10. Поэтому останавливали, делали короба по дороге, комиссию, любой на выбор высыпали, мерили плотность, а потом, в конце концов, дошли до того, что повезли на рыбзавод кубометр - ковш, так проще, и его взвесили. И когда строители поняли, что они не правы, все, успокоились, это была эпопея великая».

Юлия Бусыгина, корреспондент: «Традиционно, при строительстве автотрасс принимаются во внимание местные условия. А что тут на севере? Камня нет, щебня нет. Под рукой только лес. Но из него дорогу не построишь – гниет быстро. Поэтому и решили, что основным материалом будет песок. Первоначальный проект предполагал его завоз с большой земли – водным транспортом. Миллионы тонн песка. Можете себе представить затраты? Дорожники решили проблему на месте».
Руслан Озиев: «Был у нас Феногенов, кстати, и сейчас есть, просто старенький. Находил карьеры. Он МГУ окончил по геологоразведке, вот он по карте смотрит - здесь должен быть песок, забросят его вертолетом, с ним два помощника, они шурфили, находили пески, отводили этот лес, срубали и ставили карьеры. Большие карьеры были. Через каждые 6-8 км находили эти карьеры».

Юлия Бусыгина, корреспондент: «Стоимость строительства одного километра дороги «Медведево-Оленье» – 1 миллион рублей, вспоминает Руслан Борисович. По проекту. На деле получалось по-разному. Где-то укладывались в 700-800 тысяч, а где-то километр обходился в 1,5 миллиона. Взять те же васюганские болота. В проекте заложена отсыпка на глубину 6-8 метров, а по факту иной раз получалось все 30. Сыпешь-сыпешь – как в прорву. В первый год дорожники из Казахстана построили только 20 км трассы».
Василий Шибанов: «Ребята приезжают на пересменку, говорят, шеф, дорога провалилась. Мы засыпали ее где-то за сутки, ну вот такой кусочек, как до этого колодца тут, метров 15-20, и всей мощью она ушла туда почти на 2 метра, тут обрыв, там обрыв, а внизу колея от автомобилей. Так мы потом этот кусок дней пять сыпали, кое-как, вот такие моменты были, да. Сперва эта дорога планировалась в 4 плиты, но учитывая тоже и проблемы с деньгами, решили, все-таки, трех плит хватит. Без асфальта, он и не планировался в то время. Ну и практически мы каждый последующий год - 81, 82 - сдавали уже по 50 км дороги в плите. Таких темпов никто не делал. Перешли на вахтовый метод. Правда, мы не работали 15/15, или как работали в Лангепасе белорусы с украинцами - чуть не по году, безвыездно. Учитывая, что круглосуточная работа автомобилей, и чтобы у водителей не получалось так, что двое приехали, бросили машину и уехали, другие приехали, надо ремонтировать, обиды, я убедил министерство, и мы работали 10 на 20. То есть каждый экипаж был из 4 человек, потому что машины круглосуточные, и они всегда могли друг другу высказать и фи, и спасибо за содержание».

Юлия Бусыгина, корреспондент: «Ресурсобеспечение большой стройки – больной вопрос в любые времена. Материалы для прокладки дороги шли по железной дороге, по воде, по воздуху. Снабженцы «Казнефтедорстроя» сидели в Павлодаре, Омске, Новосибирске, Томске. С плитами особых проблем не было. А вот со всем остальным – просто беда. Здесь, на месте достать нельзя было ничего, говорит Руслан Озиев. Металлические ломы и рабочие рукавицы везли с Казахстана. И все продукты тоже. Даже первой необходимости».

Руслан Озиев: «Я помню, тут был Киселев, руководил администрацией, через него мы добились, чтоб хлебозавод нам хлеб хоть пек. Муку мы привезли оттуда. А то хлеб возили с Алматы. Добились, чтоб тут пекли нам хлеб. А так сметана, молоко, короче, еда полностью, рукавицы - все оттуда с Алматы шли. - И так все 5 лет? - Да, все пять лет. Потому что за счет Казахстана должны были эту дорогу строить, ниче здесь не давали. Все оттуда. Тут же АН-24 садился в Александрово, мы этот аэропорт готовили. Каждый день самолет шел - один грузовой, один вахтовый. Каждый божий день садились 2 самолета. 0854 СКЛ. 0906 Вертолет был свой, казахский тоже. СКЛ. 0925 Легошерстов, вертолетчик был, он турецкого шаха когда-то возил, у него всепогодные были допуски. А вертолетная площадка у нас была прям в Казахстрое, потом ее разобрали. Там садился даже МИ-6, тяжелый, большой. 0942 СКЛ. 0946 Помню под Новый год, декабрь месяц, план горит, машины все встали, морозы ударили сильные. По-моему, 82 или 83 год был. Мы давай туда телеграммы, звонить, что машин не хватает. Нам 6 КРАЗов дали. Их по ж/д на Нижневартовск-то прислали, а в то время вот этих переправ не было, лед еще не встал, и вот я их вертолетами перебрасывал в Медведево с Нижневартовска. Вот МИ-6 наняли мы оттуда».

Василий Шибанов: «Я запчасти собирал по всему вот тут региону, за Стрежевым. Тогда просто у нефтяников техника списывалась достаточно быстро, ходовая она у них особо не использовалась. У них в основном, оборудование, которое было на машинах, а коробки передач, мосты там и прочее, поэтому я приезжал тут и потихоньку... Потому что министерство не могло обеспечить транспортников так, да и дорожников то же самое, поэтому мы с Николаем Павловичем Ремизовым крутились. Я в Стрежевом все хоккейные шайбы скупил один раз, пришлось, рацпредложение сделали».

Юлия Бусыгина, корреспондент: «Каждый километр трассы принимала специальная комиссия. Приезжали ежемесячно, проверяли качество. Кроме этого дорожники каждый день отчитывались в головную контору в Алма-Ате: на каком пикете идет отсыпка, на каком кладут плиты. Контроль был жесткий. Все пять лет базовым населенным пунктом строителям служило Александровское. Но появлялись они там не так уж часто. В буквальном смысле жили на трассе. По мере продвижения на юг через каждые 30-40 километров ставили временные городки, обустраивали столовые. Их водители вспоминали добрым словом спустя десятилетия».

Руслан Озиев: «Я вам скажу, я каждый месяц почти по 100 стаканов только одних списывал, не говоря там ложки, тарелки. Водители то с собой возьмут в вагон, то еще куда. Тарелки, ложки, стаканы брали. Каждый месяц приходят повара, говорят, ложек нет, стаканов нет, вот я говорю, по сто штук, по 200, по 500 возили. По 6-8 фляг сметаны только привозили. Мясо постоянно было. Тут в деревне в магазинах-то ниче не было в то время. Если вы помните, тушенка, сгущенка, все это шло. Я помню в Вартовск, в Стрежевой даже ездили - Шебельгуд Тадеуш Филиппович тогда еще, царство ему небесное, живой был, он начальником был ОРСа. Вот даже там ничего в другой раз не было. Как куда че-то выбивать идешь, полную сумку тушенки, сгущенки и вперед. Любые вопросы решались».

Юлия Бусыгина, корреспондент: «Мостовые переходы на трассе – а их без малого 3 десятка – строила еще одна подрядная организация. Народу на этой грандиозной строке трудилось много. Кстати, оба героя этого материала сходу развеяли байку о том, что во время прокладки дороги потопили массу техники. Да, было, топили, вспоминают они - в болотах и таежных речках. Но всегда вытаскивали. Не бросили ни одной машины. Автотрассу «Медведево-Оленье» протяженностью 163 км достроили в 85-м. Правда, когда именно, участники строительства назвать затруднились. После судьба у приезжих сложилась по-разному.
Кто-то уехал на другие стройки, кто-то вернулся на родину, но были и те, кто остался на Томском севере – в Александровском и Стрежевом».

Александр Жданов: «Кто женился, а кто с семьями приехал, здесь остался, да, довольно немало людей осталось здесь. Микрорайон был построен во время строительства этой дороги. Кстати, благодаря в то время Виктору Ильичу Зоркальцеву и Лигачеву Егору Кузьмичу, которые посадили этот поселок в Александрово. Вообще, планировалось его посадить либо в Медведево, либо в Стрежевом. Вот посадили в Александрово, за счет этого они были вынуждены сделать этот «аппендицит», которым мы сейчас пользуемся, до Медведевской дороги, как мы ее называем, Медведевско-Пионерская дорога. Вот эти 35 км они вынуждены были проложить, и это стало потом дорогой жизни для александровцев».


Последние новости





И актер, и режиссер!
24 сентября 2025
Кванториум в селе Александровском
24 сентября 2025
Два предприятия из Стрежевого присоседились к федеральному проекту
24 сентября 2025
Первое заседание городской Думы VII созыва
24 сентября 2025
Турнир по футболу
23 сентября 2025
дары осени – на традиционных школьных ярмарках
23 сентября 2025
Реорганизация образовательных учреждений в селе Александровское
23 сентября 2025
Изменения расписания дачных автобусов
23 сентября 2025
Управленцы Томской области на обучении
23 сентября 2025
На старт, внимание, марш!
22 сентября 2025
 
 
 
   
 
 
 

Наши сетевые партнёры

Политика в отношении обработки персональных данных

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте "Телерадиокомпании СТВ", защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. При любом использовании материалов сайта ссылка на него обязательна. При использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.stv-tv.ru обязательна.
©2009-2025 Телекомпания СТВ