Наведите камеру телефона.
Подпишитесь.
И вы - в курсе событий.
 
   
 
 
 

Выбор по дате:

с 03/08/2025 по 03/08/2025

Особенные дети - особые подходы. Как становятся педагогом коррекционной школы, и с какими трудностями сталкиваются учителя на профессиональном пути.

4 октября 2021

В преддверии Дня учителя мы продолжаем рассказывать вам о педагогах нашего города. У каждого свой путь, свой метод работы и своя учительская история. У Екатерины Коваленко она особенная, потому что каждый день педагог работает с особенными детьми. Сегодня наш сюжет о учителе-логопеде коррекционной школы.
Учитель по призванию. Так не о каждом педагоге можно сказать. Но видно их издалека. Погружённые в профессию, с горящими глазами и теплым сердцем. Екатерина Коваленко в учительстве со школьной скамьи. 

Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «Закончила я вторую школу и именно педагоги моей школы повлияли на мой выбор. Это, конечно же, Честер Бронеслав Петрович, это Турубанов Владимир Петрович и Турубанова Галина Николаевна. Это Василевский Андрей Андреевич. Ныне их уже некоторых и нет. И большое значение на выбор моей профессии повлияла моя учительница русского языка и литературы Гудковская Тамара Яковлевна. После окончания школы я закончила Томский педагогический институт и вернулась сюда, проработала 8 лет учителем русского языка и литературы в 1 школе».

Когда в 1999 году открылась коррекционная школа, Екатерина Валерьевна решила попробовать свои силы там. Начала свой путь в должности воспитателя и тут-то и столкнулась с трудностями.

Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «Я столкнулась со страхами, с комплексами. Ведь это дети с различной внешностью, со своей речью, со своим особым поведением. И, конечно же, возникла необходимость получить образование. Таким образом по программе города я выучилась на учителя олигофренопедагога. Филиал был в Томске, это Московский государственный университет имени Шолохова. И уже вооружившись знаниями, совсем по-другому стала смотреть на свою работу».

В то время о коррекционной педагогике мало кто слышал. Знания о том, как нужно вести себя с особенными детьми, добывались по крупицам.

Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «Сначала я жалела и плакала при виде особенных детей, а потом плакать я перестала и поняла, что с них нужно выжимать то, что есть. И самое главное – это социализация их жизни. А различные предметы – математика, русский – это вспомогательный инструмент. Детей надо готовить к жизни – вот это самое главное».

Её профессиональное кредо: «Послушай - и ты узнаешь, посмотри - и ты поймёшь, сделай - и ты научишься!». За 22 года работы в коррекционной школе Екатерина Валерьевна научилась понимать, принимать и находить общий язык с детьми с ОВЗ. Свой опыт называет тренингом личностного роста. 

Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «Всё было, я всё пережила. И не хватало терпения, и нервов, хотела убежать и сменить работу. И вернуться вновь в общеобразовательную. Потом я посидела и подумала: а ребёнок здесь причём? Ведь самое главное – это не проблемы в ребёнке, это проблемы в их диагнозе, понимаете? И стало мне немножко легче. Я всегда к детям относилась, как к своему ребёнку. Многие коллеги даже ругают меня за это. Просто я всегда относилась к детям, и в общеобразовательной, и в коррекционной школе, как к своим. Надо нос вытру, надо ногти подстригу».

Помимо занятий в школе, Екатерина Валерьевна 2-3 раза в неделю обучает детей дома.
Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «Такой ребёнок требует не только особого отношения, но и особой подготовки. Я бы даже сказала, что это труднее, чем в классе преподавать. Ведь знакомишься с ребёнком, смотришь как он тебя примет. Может кроме тебя он никого в жизни-то и не видит. Мама, папа. Надо сначала установить психологический контакт, а потом ты начинаешь привыкать и стремишься к этому ребёнку. Мы по-своему хохочем, у нас свой юмор, и начинаешь привыкать».

В этом году Екатерина Валерьевна стала финалистом регионального этапа всероссийского конкурса «Педагог-дефектолог России», который проходил в Томске. По словам учителя, творческое состязание стало отличным фундаментом для нового рывка в педагогической деятельности. Испытание помогло встряхнуться, выйти из зоны комфорта и стать увереннее. Отмечает, без профессионального роста никуда. А на вопрос откуда силы, отвечает: внутренняя организация себя. 

Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «Потом я научилась переключаться. Я такой товарищ – дома не сижу. Я занимаюсь фитнесом давно, гуляю с собачкой. Стараюсь участвовать в общественной жизни, посещать различные мероприятия, рукоделием занимаюсь. По возможности помогаю бездомным животным. Я очень люблю животных. Вот это вот всё, наверное, переключение – не зацикливаться и не грузить какими-то проблемами – к этому приходишь не сразу».

Коррекционная школа давно стала для Екатерины Валерьевны родным и любимым местом. Говорит, здесь даже атмосфера какая-то семейная.

Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «В нашей школе не чувствуешь напряжения. Мы многое знаем друг о друге, мы советуемся друг с другом, и, самое главное, помогаем друг другу. Атмосфера. Нет напряжения. Легко работать. И, в общем-то, я могу воплотить любые свои фантазии. На урок я могу надеть какой-то костюм и знать, что абсолютно спокойно это всё будет. Дети, 6-классники, которые бегут и «обнимашки», ну где вы видели, чтобы в 6 классе. Совершенно всё другое здесь. И люди отмечают, что наши дети другие. Вот наши дети ведь посещают различные центры, библиотеку, ЦДОД. И говорят, что наши дети воспитанные, культурные, кстати, развитые. Это, конечно же, работа всего коллектива. Значит, не зря же мы делаем это».

Единственное, что огорчает педагога - это стереотипы и шаблоны, которые навешиваются обществом как на особенных детей, так и на коррекционную школу. 

Екатерина Коваленко, учитель-логопед СКоШ: «Я хотела бы, чтобы люди с уважением относились к детям. Не кричали и не говорили: вот он из этой школы и всякие такие слова нехорошие. Это такие же дети, поймите. Такие же дети. Просто они немножечко другие. Уважение и понимание прежде всего, снисхождение, милосердие».



Последние новости





Библиотекарь и художник
29 июля 2025
В спортивной школе города - новые тренеры
29 июля 2025
Город, который умеет развиваться: Стрежевой снова в числе лидеров Томской области по качеству городской среды
29 июля 2025
Радуга в центре Стрежевого
28 июля 2025
Праздник моряков
28 июля 2025
Как обезопасить себя от мошеннических действий?
28 июля 2025
Хранительница городской казны
28 июля 2025
Благоустроительный патруль
28 июля 2025
Пожар с пострадавшим
28 июля 2025
Годовщине Победы посвящается…
25 июля 2025
 
 
 
   
 
 
 

Наши сетевые партнёры

Политика в отношении обработки персональных данных

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте "Телерадиокомпании СТВ", защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации. При любом использовании материалов сайта ссылка на него обязательна. При использовании материалов в сети Интернет гиперссылка на www.stv-tv.ru обязательна.
©2009-2025 Телекомпания СТВ